Фонематический анализ

Фонематический анализэто умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки,  четко представлять себе его звуковую структуру. Под фонематическим анализом понимаются умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация.


Cамая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).  Эта форма звукового анализа появляется у детей лишь в процессе специального обучения грамоте.



Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется:

При письме

в искажениях структуры слова и предложения. Особенно распространенными при этом  будут искажения звуко-буквенной структуры слова. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант – «дикат», школа – «кола»); пропуски гласных (собака – «сбака», дома – «дма»); перестановки букв (тропа – «торпа», окно – «коно»); добавление букв (таскали – «тасакали»); пропуски, добавления, перестановка слогов (комната – «кота», стакан – «катан»).

При чтении  в специфических ошибках: 

  • пропуски согласных звуков при стечении (марка – «мака», бочка – «бока»),
  • вставки гласных между согласными при их стечении (пасла –«пасала», девочка – «девочека»),
  • перестановки звуков (утка – «тука», крупа – «курпа») 
  • пропуски и вставки звуков при отсутствии стечения согласных в слове (молоко – «молко», малина – «маалина»).

Для правильного овладения процессами письма и чтения очень важна сформированность  фонематического анализа. 


Проблемы нарушения фонематического анализа могут быть решены с помощью Информационной системы «Речевые технологии».

Информационная система позволяет проводить онлайн диагностику и коррекцию нарушений Фонематического анализа у детей.

Среди детей дошкольного и младшего школьного возраста, проходивших диагностику речевых нарушений с помощью Информационной системы, выявлено 17% детей с нарушениями фонематического анализа, синтеза и восприятия.

В результате регулярной работы детей в программе "Речевые технологии" нарушения  фонематического анализа у детей заметно сокращаются.

Большинство детей достигают уровня развития фонематического анализа, необходимого для успешного обучения в школе. 


Учителя отмечают:

  • заметное улучшение успеваемости,
  • снижение тревожности учащихся,
  • повышение их самооценки,
  • повышение мотивации к обучению,
  • развитие умения слушать,
  • развитие умения сосредоточиться,
  • развитие умения концентрировать свое внимание,
  • уменьшение количества ошибок при письме.

Применение Информационной системы «Речевые технологии» может стать основой значительного прогресса в преодолении речевых нарушений у дошкольников и младших школьников.

О Программе "Речевые технологии"